Какие льготы имеют участники вов в казахстане

Почему у одних ветеранов в Казахстане есть все, а у других ничего

Какие льготы имеют участники вов в казахстане

Почему у одних ветеранов в Казахстане есть все, а у других ничего

Руководители ветеранского движения воинов-интернационалистов Казахстана вновь выступили с требованием принятия в республике закона, приравнивающего участников военных конфликтов к ветеранам Великой Отечественной войны. Они уже подготовили запрос депутатам мажилиса, где напоминают об их предвыборных обещаниях принять такой закон.

Речь идет о едином статусе участника войны, обеспечении ветеранов жильем, увеличении пособий.

Главный вопрос: готовы ли депутаты поддержать инициативу о государственной защите участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.

Также депутатам предлагается определить размер государственных специальных пособий для достойной жизни ветерана ВОВ и лиц, приравненных к ним по льготам.

По словам председателя Координационного совета ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Мурата Абдушкурова, запросы отправлены каждому депутату. Они должны ответить в течение месяца.

По данным статистики, афганскую войну прошли 22 269 казахстанцев, из них 924 остались на полях сражений, 21 – пропал без вести. За мужество и героизм орденами и медалями СССР награждены свыше 200 тысяч военнослужащих, 86 – удостоены звания Героя Советского Союза.

Вопрос о равных правах с ветеранами ВОВ поднимают не только «афганцы». С подобными предложениями выходили, например, и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.

С конца 90-х стали появляться робкие предложения о придании статуса ветеранов ВОВ бойцам так называемого туркестанского легиона, воевавшим на стороне Третьего рейха.

Например, такой статус получили коллаборационисты  в Прибалтике и на Украине – бывшие военнослужащие подразделений «СС» и различных националистических партизанских формирований, таких как Украинская повстанческая армия или «Лесные братья».

После Второй мировой войны советская армия участвовала в военных конфликтах в 26 странах мира. Летчики и военные специалисты сражались на Корейском полуострове. Кремль направлял своих офицеров на гражданскую войну в Лаосе.

Зенитчики из Союза сражались в джунглях Вьетнама против американских войск. Военных  специалистов и оружие отправляли на гражданскую войну в Мозамбик.

Еще Ангола, Алжир и другие горячие точки, где в числе советских офицеров были и казахстанцы.

Справка Total.kz: Побежденные и победители

В России средняя пенсия ветеранов составляет около 200 долларов. Ветераны могут бесплатно ездить на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршруток), бесплатно получать лекарства, им оплачивают 50% коммунальных услуг.

В Казахстане ветераны войны получают также около 200 долларов. Они имеют льготы в получении жилья, при медицинском обслуживании, в оплате жилищно-коммунальных услуг и др. Средняя пенсия рядового афганца и чернобыльца -100 долларов.

Для сравнения: в Германии ветеранские пенсии составляют в среднем от 1000 до 3000 долларов в месяц. Чтобы получать эти деньги, участники Второй мировой должны соответствовать отдельным требованиям. В частности, они не должны быть замешаны в преступлениях против человечества, не состоять в карательных войсках или СС и не служить охранниками в концлагерях.

Редакция Total.kz решила взглянуть на проблему участников военных конфликтов в целом и расспросила экспертов о том, остался ли Казахстан в долгу перед своими солдатами и кто достоит звания героя.

Мухтар Тайжан, Экономист

Я поддерживаю это требование. Потому что они сейчас имеют намного меньше льгот, чем участники ВОВ. Дело в том, что воины-«афганцы» воевали по приказу государства, в котором мы все жили. Сейчас они являются гражданами Казахстана. Они в Афганистане не по своей воле воевали, а по приказу исполняли свой воинский долг. Несли службу. И там пострадали.

Кто инвалидом стал, кто психологическую травму получил. Поэтому они должны, я в этом убежден, иметь те же самые льготы, которые имеют ветераны. Они выполняли воинский долг государства, в котором мы все жили. И теперь они стали нашими гражданами. И у нас есть ресурсы, чтобы предоставить им те же самые льготы, что и ветеранам Великой Отечественной войны.

Также, мне кажется, нужно дать льготы чернобыльцам. Тем людям, которые пострадали в действиях, в которых принимали участие по приказу государства. И они покалечили там свои жизни и здоровье. Сейчас они наши граждане. И значит, мы должны о них заботиться. Также те военные, которые на службе потеряли здоровье, точно так же должны поддерживаться государством.

Это общемировая практика. Воины туркестанского легиона? Такие у нас есть? Мы не Украина и не Прибалтика. В этой связи я вспомнил другую личность – Мустафу Шокая. Которого, я считаю, обвиняют несправедливо. Это отдельная тема разговора.

Но есть факты и свидетельства того, что Мустафа Шокай отказался сотрудничать с немцами и он старался все делать для военнопленных.

Эдуард Полетаев, политолог

Это вопрос дискуссионный. Он поднимался не только в Казахстане, насколько я знаю. Надо понимать, конечно же, что по масштабам человеческих жертв Великая Отечественная – посильнее.

Но в то же время афганские события – это, пожалуй, единственно реальные боевые действия, в которых принимали участие казахстанцы ныне живущие, поскольку ветеранов очень мало осталось. Я думаю, что это не будет очень сильной нагрузкой для бюджета, для получения ими каких-то определенных льгот.

Я думаю, уважение к людям, которые рисковали своей жизнью, проливали кровь, должно сохраниться. Иначе в конце концов в случае какой-то очередной войны желающих идти воевать не так много найдется. Страна должна чтить своих героев.

Пусть эти воины даже не всегда по своей воле участвовали и страна была другая – Советский Союз, и сейчас критикуется концепция вторжения в Афганистан – но тем не менее это люди, которые рисковали своей жизнью не за политические идеалы.

Кого бы я еще приравнял к ветеранам? Пока не вижу таких, потому что Казахстан не участвовал в активных боевых действиях. Что касается воинов туркестанского легиона, могу сказать следующее. Через какое-то время, я думаю, этот вопрос могут поднять, но сейчас об этом рано говорить. Я сам противник, конечно же, таких вещей.

И все-таки для Казахстана День победы – это официальный государственный праздник. И приравнивать людей, которые были на другой стороне, в значительно меньшем количестве, я думаю, это нецелесообразно и не прагматично. Возможно, в будущем какое-то прощение будет, но об этом рано еще говорить. Пока есть еще живые ветераны той войны, которые воевали с этой стороны. Для них это будет весьма нелицеприятная новость.

Сергей Уткин, Правозащитник

Понятно, что это вопрос не юридический, а скорее нравственный. Люди выполняли государственную задачу, шли на смерть, совершали подвиги. Терпели тяготы и лишения. И, естественно, государство должно заботиться о них. Если бы я принимал такие решения, ал бы в парламенте, я однозначно бы проал за.

Надо этих людей уважить. Это необходимо не только им самим, но и государству. Люди должны знать, что оно о них позаботится в случае чего, отправляя на такие риски, боевые операции. А если люди будут смотреть на бедных, нищих «афганцев», доверия государству не будет.

Кого бы я еще приравнял к ветеранам? По льготам, чернобыльцев бы еще. Хотя события и Афганистана, и Чернобыля происходили во времена Советского Союза, тем не менее эти люди прошли серьезные испытания. Про бойцов туркестанского легиона, которые воевали на стороне немцев, не скажу.

Трудно судить все эти идеологические штучки. Это надо серьезно и глубоко изучить пласт истории, послушать специалистов, докторов исторических наук, политологов. Я себя могу представить только в качестве судьи. Давайте соберем большой круглый стол и выслушаем мнение всех специалистов.

Услышав все доводы – за и против, может, в голове бы и сложилось мнение. А сейчас не готов сказать мнение на этот счет.

Шарипбай Утегенов, Председатель Союза ветеранов Афганистана и локальных войн Республики Казахстан

Ветераны Великой Отечественной войны не будут же вечно жить. Завтра их не будет. Конечно, пусть они долго живут, мои родители тоже участники. Останемся мы. И к кому мы будем приравнены? У нас, тех, кто воевал в Афганистане, нет статуса участника войны. Если он будет, это в первую очередь отразится на деньгах.

Сейчас мы, например, получаем 5,8 МРП, это около 9 тысяч тенге. Участники ВОВ получают 15 тысяч. Отношение со стороны общества и государства будет другое. Сейчас еще не все понимают, кто мы такие и что там делали, чьи интересы защищали. Как будто около 20 тысяч казахстанцев не воевали, не несли потери. Мы же все жили когда-то в СССР и выполняли приказы.

Мы хотим расти вместе с Казахстаном и получать льготы, которые соответствуют уровню развития социальной сферы страны. Допустим, 10-20 лет назад деньги тяжело было найти, но сейчас же поднялись и ВВП, и все другое. Кроме ветеранов войны в Афганистане есть и другие, которым, по-моему, тоже можно присвоить статус участника войны.

Это те, кто после нас на таджикско-афганской границе воевали. И воевали с тем же врагом. Мы заходили в Афганистан под лозунгом защиты южных рубежей родины, то есть Советского Союза. А они заходили уже как для защиты южных границ. Разве мы будем говорить, что они на чужой территории стояли? Они так же жертвовали жизнями.

В крайнем случае, если не участникам войны, то участниками боевых действий они должны быть признаны.

Сергей Пашевич, Руководитель казахстанского союза «Боевое братство»

В данной трактовке вопрос ставится, прежде всего, о получении статуса участника войны, а не лица приравненного. Суммы компенсационных выплат участникам ВОВ и участникам войны и инвалидам войны в Афганистане несправедливы и очень сильно отличаются в денежном эквиваленте. Чиновники поделили солдат на тех и этих.

Хотя согласно Закону Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года №2247 «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны уже являются участники боевых действий на территории других государств.

А именно: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживающие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий. По большому счету особых привилегий у участников войны в Афганистане и ВОВ просто уже нет. Солдат дает присягу Родине и не имеет права не выполнить приказ. Мы воспитывались на примерах наших дедов и отцов. На любой войне у солдата одна и та же судьба. И убивали и ранили нас и в Афганистане. И награждали теми же наградами. Так почему нас пытаются поделить на солдат той и не той войны? Справедливо будет, если статус участника войны получат те казахстанские воины, кто выполнил приказ Родины и с оружием в руках защищал таджикско-афганский участок границы. Ни в коем разе, обсуждая статус, нельзя следовать примеру Украины и стран Прибалтики, где государство заботится о тех, кто в годы Великой Отечественной войны перешел на сторону фашистской Германии и воевал против своих сослуживцев. Они нарушили данную ими присягу, предали свою тогда существовавшую страну и перешли на сторону врага.

Руслан Шадиев, Заместитель руководителя ОО «Союз десантников Казахстана»

Воины-интернационалисты более чем достойны привилегий, которыми пользуются ветераны ВОВ. «Афганцы» ждали достаточное количество лет, когда Казахстан, обретя независимость, строил новое государство и поднимал экономику. Льготы «афганцам» должны были дать гораздо раньше.

Более того, «афганцы» разработали проект закона не только по себе, но и по другим участникам военных конфликтов и техногенных катастроф. Подробные расчеты вполне приемлемой нагрузки на бюджет, насколько я знаю, были предоставлены в мажилис еще в феврале 2012 года. Важность принятия такого закона не только в экономической плоскости, но и в моральной.

Каждый военнослужащий и члены его семьи должны быть уверены, что в случае ранения или гибели при выполнении долга перед Родиной он сам или его семья не будут брошены на произвол судьбы.

Несмотря на масштабы и разницу этих двух военных конфликтов (ВОВ – это глобальный военный конфликт, Афганистан – локальный), самоотверженное участие в боях солдат и офицеров достойно глубокого уважения, гибель любого человека – это трагедия и горе для близких.

Подвиг – всегда подвиг и сравнивать их (Великую Отечественную войну и войну в Афганистане), наверное, некорректно. Так же как не корректно сравнивать подвиг участников боевых действий и сотрудников силовых ведомств, ценой собственной жизни обезвреживающих террористов.

Хорошо, что в Казахстане не пошли по пути прибалтийских государств или Украины в части переиначивания истории в угоду историческому моменту. Гитлеровская Германия, ее союзники и завербованные граждане бывшего Союза в любом случае были агрессорами. Предательство, несмотря ни на какие угрозы или принуждение, всегда должно расцениваться именно как предательство.

Находить оправдание людям, перешедшим на сторону врага, аморально. От себя лично добавлю, что закон об «афганцах» постоянно теряется в лабиринтах законотворческих органов. Депутаты, боясь ответственности, постоянно отфутболивают инициаторов за различными справками в Минобороны РК, в Минздрав и прочие госорганы. Запрашивают подтверждения от чиновников различных ведомств в том, что боевые действия в Афганистане были войной. Парадокс! Ведь признание такого факта – это компетенция именно законодателей, а не чиновников.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31325597

Как заботятся о ветеранах ВОВ в Казахстане и других странах – Новости Казахстана – свежие, актуальные, последние новости об о всем

Какие льготы имеют участники вов в казахстане

Фото из открытых источников

В Казахстане на сегодняшний день проживают 2067 ветеранов Великой Отечественной войны, из них участников ВОВ – 1494, инвалидов ВОВ – 573. С каждым годом их становится все меньше, тем важнее и ценнее помощь, оказываемая им государством для поддержания достойного уровня и продления их жизни. Корреспонденты редакции Kazpravda.kz собрали все данные о мерах соцподдержки ветеранов ВОВ и приравненных к ним.Если ветеранов в РК всего более 2 тыс., то количество приравненных к ним по льготам и гарантиям составляет 39 723 человека.

Как государство заботится о ветеранах?

В Министерстве труда и социальной защиты населения отмечают, что забота о ветеранах, повышение качества их жизни были и остаются одними из главных приоритетов социальной политики государства.

“Местными исполнительными органами за счет бюджетных и привлеченных (спонсорских) средств оказываются ветеранам дополнительные виды социальной поддержки в форме материальной помощи в трудной жизненной ситуации либо к праздничным (памятным) датам, ремонта жилья, обеспечения топливом, льгот по оплате коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте и так далее”, – сообщили в пресс-службе МТСЗН РК.По информации пресс-службы, каждый регион сам определяет сумму единовременных выплат к 9 мая. Так, в этом году ветераны Акмолинской области получат 250 тысяч тенге, Актюбинской – 124 000 тенге, Атырауской – 100 тысяч, Алматинской – 150 000, в Восточно-Казахстанской области выплатят ветеранам по 540 000 тысяч тенге. Ветераны Жамбылской области получат по 166 тысяч тенге, в ЗКО – 150 тысяч тенге, такую же сумму получат ветераны Костанайской, Карагандинской и Павлодарской областей. В Кызылординской области участникам ВОВ выплатят по 192 400 тенге, в СКО – 240 500 тенге, столько же в ЮКО. В Алматы, где проживают больше всего ветеранов – 286 человек, единовременная выплата составит 250 тысяч тенге, а вот ветераны, проживающие в столице, получат по 511 135 тенге. Кроме того, по информации Минтруда и соцзащиты населения, ветераны ВОВ охвачены дополнительными мерами социальной поддержки за счет средств местного бюджета и за счет спонсорской помощи в сумме 2,6 млрд тенге (из них из местного бюджета – 2,4 млрд тенге, привлеченные средства – 207,2 млн тенге). Данные средства направлены на: обеспечение топливом – 6,9 тысячи чел. на сумму 104,9 млн тенге; льготное лекарственное обеспечение – 25,5 тысячи чел. на сумму 196,4 млн тенге; зубное протезирование – 2,8 тысячи чел. на сумму 93,9 млн тенге; льготный проезд на транспорте – 6,5 тысячи чел. на сумму 46,2 млн тенге; обеспечение санаторно-курортным лечением – 6 тыс. чел. на сумму 665,1 млн тенге; ремонт жилья – 64 чел. на сумму – 11,4 млн тенге.Другие виды помощи (продуктовые наборы, бытовая техника, средства передвижения, обязательные гигиенические средства, услуги социального такси, парикмахерских, бань, установка кабельного телевидения и др.) – 39,9 тыс. чел. на сумму 214,4 млн тенге. По состоянию на 1 января 2017 года средний совокупный размер получаемых социальных выплат составил для участников ВОВ – 114 655 тенге; инвалидов ВОВ – 118 499 тенге; лиц, приравненных к участникам ВОВ, – 109 176 тенге; лиц, приравненных к инвалидам ВОВ, – 81 798 тенге; лиц, трудившихся в тылу в годы ВОВ, – 71 637 тенге.Медицинская помощь ветеранам ВОВ оказывается бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи как на республиканском, так и региональном уровнях.На сегодняшний день 850 ветеранов проживают в медико-социальных учреждениях стационарного типа, 349 ветеранов получили услуги в медико-социальных учреждениях полустационарного типа, санаторно-курортным лечением обеспечены 877 ветеранов.Организациями надомного обслуживания государственной и негосударственной форм собственности социальные услуги оказаны 8 503 одиноким и одиноко проживающим ветеранам, в том числе 70 инвалидам ВОВ, 199 участникам ВОВ, 21 лицу, приравненному к инвалидам ВОВ, 146 лицам, приравненным к участникам ВОВ, 137 вдовам воинов, погибших военнослужащих в ВОВ, 5 875 труженикам тыла, 2 055 другим ветеранам.

Помощь ветеранам в странах СНГ и Европы

В России ветеранам Великой Отечественной войны выдадут единовременную денежную выплату в размере 10 тысяч рублей. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Текст документа опубликован на официальном портале правовой информации.Всего в мае и июне дополнительные выплаты получат почти 11 тысяч ветеранов. 1 апреля также были проиндексированы на 2,9 процента социальные пенсии участникам Великой Отечественной войны, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и лицам, достигшим 80-летнего возраста.В России, согласно данным Минтруда РФ на апрель 2017 года, живут около 1,8 миллиона инвалидов и ветеранов Второй мировой войны. В России выплачиваются пенсии и пособия 1,28 миллиона тружеников тыла, 125,8 тысячи бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тысячи вдов инвалидов и участников Второй мировой войны. Еще 113,5 тысячи человек – жители блокадного Ленинграда.По данным Минтруда, в 2018 году средний размер пенсии ветеранов Великой Отечественной войны составляет 41,5 тыс. рублей, пенсии инвалидов ВОВ – 36,8 тыс. рублей.
Данные 2017 года

По информации currenttime.tv, в Германии ветеранам вермахта немецкое государство обеспечило безбедную старость и высокий уровень социальной защиты. В зависимости от звания и заслуг размер пенсии воевавших во Второй мировой войне ветеранов колеблется от 1600 до 9000 долларов. Например, пенсия младшего офицера составляет 2700 долларов. Около 440 начисляется вдовам погибших.Выплаты гарантируются лицам немецкого происхождения, служившим в армии Германии и “выполнявшим уставную военную службу в соответствии с правилом ее прохождения до 9 мая 1945 года”.Ветераны могут рассчитывать на бесплатную двухразовую госпитализацию в течение года, а, если речь идет о военнопленных, то количество госпитализаций неограниченно. Также государство частично оплачивает бывшим солдатам вермахта посещение мест, где они воевали, в том числе и за рубежом.Ветераны Красной армии, проживающие в Германии, тоже имеют право на пенсию в размере 440-550 долларов в месяц. Также им положено социальное обеспечение по возрасту.

В Великобритании государственной поддержкой ветеранов занимается подразделение Министерства обороны – Агентство по делам военнослужащих и ветеранов (Veterans UK).

Ветераны Второй мировой войны получают такую же социальную помощь, как и воевавшие в других военных конфликтах, в которых участвовала Великобритания.

В частности, все инвалиды боевых действий и их вдовы подпадают под действие так называемой компенсационной схемы вооруженных сил и резерва (AFCS), которая вступила в силу в апреле 2005 года.

Право на получение пенсии имеет любой британец, пострадавший во время войны. Размер пенсии ветерана в Великобритании напрямую зависит от воинского звания и тяжести ранений. Ежемесячные выплаты колеблются от 2200 до 10 000 долларов. Если есть необходимость, то государство дополнительно оплачивает ветерану сиделку.

В США вопросами социального обеспечения ветеранов занимается специальный департамент, созданный еще в 1930 году (в 1989 году он получил статус министерства). Это всеобъемлющая система помощи ветеранам, которая насчитывает 152 больницы, 800 поликлиник и 126 единиц по уходу на дому.

Медицинское обслуживание американским ветеранам предоставляется бесплатно. Всего в структуре ведомства работают порядка 280 тыс. человек – более многочисленный штат имеет только Пентагон.

Льготы для ветеранов всех военных конфликтов, в которых принимали участие США, включают компенсации по инвалидности, специальные надбавки к пенсии, страхование и расходы на погребение.По данным департамента по делам ветеранов, к 2016 году в США осталось всего 697,8 тыс. ветеранов Второй мировой войны.

К пенсии, которая в среднем составляет 1500$, ветеранам полагается надбавка в 1200$.Всего на компенсации родственникам ветеранов Второй мировой, войн в Корее, Вьетнаме, Кувейте, Ираке и Афганистане ежегодно из бюджета США тратится около 7 млрд долларов.

У французских ветеранов есть свое ведомство – их проблемами занимается Министерство по делами бывших военнослужащих и жертв войны. Средняя пенсия по линии этого ведомства (без надбавок и помощи специализированных ассоциаций) составляет 1400 долларов. Но помимо этого ветераны Второй мировой войны получают ежегодную выплату в размере 770 долларов.

Предмет особой гордости Франции – имеющий давнюю историю Дом инвалидов. Это одновременно зал воинской славы и госпиталь. Ветераны, которые нуждаются в уходе, могут жить здесь постоянно.

Ветераны Второй мировой в Израиле получают ежемесячное пособие – около 1500 долларов.

При этом люди, которые во время войны находились в концлагерях и гетто, в 2007 году также были приравнены к ветеранам Второй мировой и получили такие же льготы. Помимо пенсии, раз в год бывшим узникам нацизма выплачивается 300 долларов на оздоровление.

Ветераны также получают материальную помощь от различных негосударственных фондов.

Ветеранам Армии Обороны Израиля выплачивается отдельная пенсия в размере 1700 долларов. Такая же полагается гражданам, пострадавшим в террористических актах. Ветераны всех войн в Израиле освобождаются от оплаты муниципального налога, они получают существенные скидки на оплату ЖКХ, ежегодное пособие в размере 35% от средней заработной платы в стране (в 2016 году это было 875 долларов), десятипроцентную надбавку к пособию на аренду жилья, скидку 75% на лекарства.

Источник: https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/kak-zabotyatsya-o-veteranah-vov-v-kazahstane-i-drugih-stranah/

О льготах и социальной защите участников, инвалидов великой отечественной войны и лиц, приравненных к ним

Какие льготы имеют участники вов в казахстане
      Сноска. Форма акта, заголовок и преамбула даны в новой редакции; в тексте после слова “Глава” цифры “I – IV” заменены соответственно цифрами “1 – 4”; слова “Указа”, “Указом”, “Указ” заменены соответственно словами “Закона”, “Законом”, “Закон” – Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
      Сноска.

По всему тексту слова “военной службы” заменены словами “воинской службы” в соответствии с Законом РК от 22 мая 2007 года № 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      Настоящий Закон устанавливает организационные, экономические и правовые основы предоставления социальных гарантий участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, а также определяет их правовой статус.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Законодательство о льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним

      Законодательство о льготах и социальной защите участников, инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, состоит из настоящего Закона, законодательных и иных нормативных актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в этой области.

Статья 2. Место и сфера применения настоящего Закона

      Действие настоящего Закона распространяется на участников, инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, постоянно проживающих в Республике Казахстан, которые до момента вступления его в силу пользовались в соответствии с ранее принятыми законодательными актами правами и льготами, а также на граждан, переехавших на постоянное место жительства в Республику Казахстан после введения в действие настоящего Закона, и граждан, которым будет впоследствии устанавливаться статус участника, инвалида войны и лиц, приравненных к ним.

Статья 3. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о льготах

      Должностные лица государственных органов, организаций ограничивающие, препятствующие предоставлению или реализации участникам, инвалидам войны и лицам, приравненным к ним, льгот и гарантий, предусмотренных настоящим Законом, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 4. Международные договоры и соглашения

      Если международным договором или соглашением, в которых принимает участие Республика Казахстан, установлены в отношении участников, инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, объем льгот и гарантий выше или иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международного договора либо соглашения.

Глава 2Статус участника, инвалида Великой Отечественной войны и лиц,

приравненных к ним по льготам и гарантиям

Статья 5. Участники Великой Отечественной войны

      Участниками войны признаются военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии и флота в период первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, а также во время других боевых операций по защите бывшего Союза ССР, партизаны и подпольщики гражданской и Великой Отечественной войны.

Статья 6. Лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны

      Лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, признаются:

      военнослужащие, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, проходившее в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

      лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо находившиеся в соответствующие периоды в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

      лица, которые в период Великой Отечественной войны находились в составе частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии и флота в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг;

      лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в годы второй мировой войны на территории зарубежных стран в составе партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований;

      работники спецформирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации, Народного комиссариата рыбной промышленности бывшего Союза ССР, морского и речного флота, летно-подъемного состава Главсевморпути, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение военнослужащих и выполнявших задачи в интересах действующей армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон флотов, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

      граждане, работавшие в период блокады в городе Ленинграде на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденные медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Житель блокадного Ленинграда”;

      бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

      участники боевых действий на территории других государств, а именно:

      военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий;

      лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.

      Сноска. В статью 6 внесены изменения – Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134.

Статья 7. Инвалиды Великой Отечественной войны

      Инвалидами войны признаются лица из числа военнослужащих действующей армии и флота, партизан и подпольщиков первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, а также рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн на фронте, в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим.

Статья 8. Лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны

      Лицами, приравненными по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, признаются:

      военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, при исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении воинской службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия;

      лица начальствующего и рядового состава органов государственной безопасности бывшего Союза ССР и органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением служебных обязанностей в государствах, где велись боевые действия;

      лица из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах, отрядах;

      рабочие и служащие соответствующих категорий, обслуживающие действующие воинские контингенты в других странах и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных в период ведения боевых действий;

      лица, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, испытания ядерного оружия, и их дети, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей.

      Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 9. Другие категории лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны

      Другими категориями лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, признаются:

      1. Семьи погибших военнослужащих, а именно:

      семьи военнослужащих, партизан, подпольщиков, лиц, указанных в статьях 5, 6, 7 и 8 настоящего Закона, погибших (пропавших без вести) или умерших в результате ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, при исполнении иных обязанностей воинской службы (служебных обязанностей) или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

      семьи погибших в Великую Отечественную войну лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, семьи погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

      семьи военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, призванных на сборы военнообязанных Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР погибших (умерших) во время выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с антиобщественными проявлениями;

      семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия;

      семьи военнослужащих погибших (умерших) при прохождении воинской службы в мирное время;

      семьи лиц, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения;

      семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний.

      К членам семей, которым предоставляется право на льготы, относятся:

      дети и другие иждивенцы погибшего (пропавшего без вести, умершего), которым в связи с этим выплачивается государственное социальное пособие по случаю потери кормильца;

      родители; супруга (супруг), не вступивших в повторный брак.

      2.

Жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Житель блокадного Ленинграда”, признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступали в другой брак.

      3.

Лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах, эвакуированных (самостоятельно выехавших) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии.

      4. Рабочие и служащие, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года и в другие страны, в которых велись боевые действия.

      5. Рабочие и служащие Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, временно находившиеся на территории Афганистана и не входившие в состав ограниченного контингента советских войск.

Источник: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/U950002247_

Какие налоговые льготы существуют для ветеранов-афганцев?

Какие льготы имеют участники вов в казахстане

Прошу Вас перечислить все налоговые льготы, которые имеют лица, проходившую воинскую службу в Афганистане.

Освобождены ли они от уплаты налога на имущества и земельного налога? Существуют ли какие-либо ограничения?

Здравствуйте Уважаемый (ая) ИЗБАСАРОВ АЙТЖАН ОМИРБЕКОВИЧ!

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.

Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года № 2247 «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» (далее – Закон), лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, признаются участники боевых действий на территории других государств, а именно:

военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств;

военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий;

военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий;

военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР;

рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года № 120-VI (Налоговый кодекс), действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Закон о введении), физическое лицо имеет право на применение следующих видов налоговых вычетов:

1) налоговый вычет в виде обязательных пенсионных взносов – в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

2) налоговый вычет по пенсионным выплатам и договорам накопительного страхования;

3) стандартные налоговые вычеты (далее – стандартные вычеты);

4) прочие налоговые вычеты (далее – прочие вычеты), которые включают в себя:

налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам;

налоговый вычет на медицину; налоговый вычет по вознаграждениям.

Согласно пункту 4 статьи 342 Налогового кодекса, действующему в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, налоговые вычеты применяются на основании документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов (далее – подтверждающие документы).

Оригиналы таких документов хранятся у физического лица в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, налоговые вычеты, за исключением налогового вычета в виде обязательных пенсионных взносов, применяются налоговым агентом у источника выплаты на основании:

1) заявления физического лица о применении налоговых вычетов;

2) копий подтверждающих документов.

Такие копии хранятся у налогового агента в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2статьи 48 Налогового кодекса.

Подпунктом 2) статья 346 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что стандартными вычетами являются 75-кратный минимальный размер заработной платы за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения данного подпункта является участником Великой Отечественной войны и приравненным к нему лицом. На основании изложенного, физическое лицо, приравненное в соответствии с Законом к участникам Великой Отечественной войны, при определении доходов, подлежащих налогообложению, вправе воспользоваться вычетом в пределах 75 МЗП на основании заявления о применении налоговых вычетов и копий документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов.

Председатель Комитета государственных доходов

Министерства финансов РК

                                     Султангазиев М.Е.

Источник: https://cdb.kz/sistema/legislation/low/9661

Юр-представитель
Добавить комментарий