Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Бедность не порог: «ленивых» малоимущих предложили лишить господдержки

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях. К таким выводам пришли некоторые представители региональных властей в рамках реализации пилотного проекта по снижению числа малоимущих, выяснили «Известия».

Освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных, считают чиновники. При этом около половины получателей пособий действительно не всегда в них нуждаются, согласны эксперты.

Однако «огородный» подход они называют слишком циничным и призывают к созданию новых рабочих мест.

Недостаточно бедные

О предварительных итогах первого этапа пилотного проекта по снижению уровня бедности говорится в отчетах региональных властей, направленных в Минтруд. «Известия» ознакомились с документами, которые подготовили чиновники из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

Одним из шагов к снижению уровня бедности региональные власти считают корректировку критериев нуждаемости, следует из отчетов. По мнению некоторых из них, необходимо прекратить платить пособия тем, кто может без них обойтись, а оставшиеся деньги направить на помощь действительно бедным гражданам.

Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, «которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния (продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания)».

ТАСС/Наталия Федосенко

В Томской области считают необходимым скорректировать правительственное постановление о том, что стоит учитывать при определении дохода семьи. К существующим критериям стоит добавить кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья, указано в отчете региона.

В Кабардино-Балкарии и Татарстане уже скорректировали критерии нуждаемости и перераспределили освободившиеся средства, говорится в докладах властей этих субъектов.

Так, в правительстве Татарстана уточнили, что с 1 апреля при назначении ежемесячного пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам помимо доходов учитывают и уровень имущественной обеспеченности граждан.

Выплаты не дают тем, у кого есть яхта, летательный аппарат, снегоход, два и больше легковых автомобиля моложе трех лет, большие квартиры и дачные дома (более 40 кв. м на члена семьи). Сколько позволила сэкономить эта мера, пока неизвестно, но после 2020 года эти средства планируют направить на помощь многодетным семьям.

В Томской области тоже не хотят помогать недостаточно замотивированным разбогатеть бедным: там полагают, что стоит отказывать в помощи гражданам, если они не выполнили условие соцконтракта (то есть воспользовались пособием, но, например, не прошли курс повышения квалификации, не устроились на работу или не смогли развить подсобное хозяйство). В Нижегородской области считают, что необходимо ввести ответственность для граждан, не исполнивших обязательства по соцконтракту, сказано в докладе региона.

Большинство региональных чиновников сходятся во мнении, что стоит отказывать в поддержке и так называемым «мнимым» бедным, то есть гражданам с неофициальными доходами. Идеи о борьбе с «серой занятостью» в той или иной форме содержатся в отчетах, пришедших из Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

TASS/Darryl Dyck

При этом в пресс-службе правительства Приморского края подчеркнули, что в докладе региона нет тезиса об исключении поддержки для «мнимых» малоимущих, однако согласились, что работа по снижению неформальной занятости влияет на уровень бедности.

В других регионах оперативно не ответили на запрос «Известий».

С 2014 года критерии нуждаемости для получения соцподдержки устанавливают региональные власти, напомнили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.

Как правило, используется условие, что среднедушевой доход семьи не должен превышать однократной либо двукратной величины прожиточного минимума в субъекте, сказали в министерстве. Там не видят смысла в установлении единых критериев для всей страны из-за большой разницы ситуаций в регионах.

Однако опыт пилотных субъектов используют для методических рекомендаций и проектов планов мероприятий во всех уголках страны, добавили в Минтруде.

Сейчас среди получателей адресных пособий существенная доля граждан действительно не является малоимущими, пояснила «Известиям» начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина.

В 2017 году больше половины (53%) тех, кто их получал, бедными не были, свидетельствуют данные исследования ИНСАП РАНХиГС. При этом сами адресные пособия небольшие — в среднем 9% от прожиточного минимума в субъекте, уточнила эксперт.

Казна для малоимущих

Власти ряда субъектов, участвующих в эксперименте по снижению уровня бедности, столкнулись с нехваткой средств на помощь малоимущим, следует из отчетов. Поэтому у региональных чиновников появились различные предложения, как поможет решить задачу участие федерального бюджета. Например, власти Томской области предложили платить пособие по уходу за ребенком до трех лет из госказны.

В Нижегородской области сообщили о необходимости консолидировать усилия региона и федеральных ведомств — в том числе финансовые. В Новгородской области считают, что стоит софинансировать соцконтракт из бюджета государства. Там подтвердили «Известиям», что направили заявку на выделение средств. Предложения по последнему вопросу готовят и в Минтруде, сказали в пресс-службе министерства.

Принцип «отнять у недостаточно бедных и отдать нищим» даже с условием софинансирования из федерального бюджета вряд ли значительно отразится на общем уровне благосостояния населения, уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Предложение прокормиться с помощью огорода он и вовсе назвал циничным: овощами с собственной грядки не оплатить налоги или квитанцию за ЖКУ.

Решением проблемы бедности могло бы стать создание дополнительных рабочих мест, уверен специалист. По его словам, социальный контракт может быть эффективен только в условиях высокого спроса на труд, это показывает опыт Франции и Великобритании. В России же эта форма поддержки пока дает эффект только в трети случаев, заявляла в интервью «Известиям» вице-премьер Татьяна Голикова.

Задачу снизить уровень бедности вдвое президент Владимир Путин поставил в прошлом году во время послания Федеральному собранию.

Таким образом, к 2024 году число малоимущих должно сократиться до 9,7 млн человек, или 6,6% населения.

Пилотные проекты по снижению уровня бедности стартовали 1 декабря прошлого года и завершатся 30 ноября 2019-го. Пока что их обеспечивают (финансово и организационно) региональные власти.

Источник: https://iz.ru/889174/anna-ivushkina/bednost-ne-porog-lenivykh-maloimushchikh-predlozhili-lishit-gospodderzhki

Они просто ленивые: россиян зовут на огороды

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Малоимущие граждане, имеющие огород или свободную недвижимость, могли бы прокормиться с их помощью. Без помощи государства. К таким выводам пришли представители региональных властей в рамках реализации пилотного проекта по снижению числа малоимущих, сообщают в понедельник «Известия».

Эксперимент проводился в Татарстане, Кабардино-Балкарии, Приморском крае, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областях. Отчет был направлен в Минтруда.

Не бедные, а просто ленивые

Как следует из отчетов, одним из шагов к снижению уровня бедности региональные чиновники считают корректировку критериев нуждаемости. Необходимо прекратить платить пособия тем, кто может без них обойтись, а оставшиеся деньги направить на помощь действительно бедным гражданам, уверены чиновники.

Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, которые, имея дополнительное имущество, не хотят им воспользоваться для повышения своего благосостояния.

А могли бы, например, продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания». Не хотят или не умеют, но так или иначе «ленятся» это сделать.

В Томской области предложили скорректировать правительственное постановление о том, как учитывать доходы семьи.

Стоит отказывать в помощи гражданам, уверены томские власти, если они не выполнили условие соцконтракта (то есть воспользовались пособием, но, например, не прошли курс повышения квалификации, не устроились на работу или не смогли развить подсобное хозяйство).

В Нижегородской области даже считают, что необходимо ввести ответственность для граждан, не исполнивших обязательства по соцконтракту.

К существующим критериям, влияющим на определение материального статуса семьи, стоит добавить доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья, указано в отчете региональных властей.

Как отмечается, некоторые представители региональных властей считают, что эти граждане не нуждаются в государственных пособиях. При этом чиновники предлагают направить «освободившиеся средства» действительно нуждающимся людям.

В Кабардино-Балкарии и Татарстане уже скорректировали критерии нуждаемости и перераспределили освободившиеся средства.

Так, Татарстане с 1 апреля при назначении ежемесячного пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам помимо доходов учитывают и уровень имущественной обеспеченности граждан.

Выплаты не дают тем, у кого есть яхта, летательный аппарат, снегоход, два и больше легковых автомобиля моложе трех лет, квартиры и дачные дома (более 40 кв. м на члена семьи).

Сколько сэкономил на этом местный бюджет, неизвестно, но после 2020 года эти средства планируют направить на помощь многодетным семьям.

Стоит отказывать в господдержке и так называемым «мнимым» бедным, то есть гражданам с неофициальными доходами.

Предложения о борьбе с «серой занятостью» содержатся в отчетах, пришедших из Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

При этом региональные власти даже не учитывают тот факт, что за чертой бедности нередко оказываются те семьи, в которых есть дети. В бедственном положении, между тем, находится более половины многодетных семей. Об этом ранее говорила вице-премьер России Татьяна Голикова.

Она уточнила, что самыми финансово уязвимыми категориями граждан в России считаются семьи с детьми, а 51% многодетных семей находится в наихудшем финансовом положении.

По словам Голиковой, такая ситуация характерна для всех регионов страны.

С 2014 года критерии нуждаемости для получения соцподдержки устанавливают региональные власти, напоминают в Минтруда. Среднедушевой доход семьи не должен превышать однократной либо двукратной величины прожиточного минимума в субъекте, сказали в министерстве.

Но величину прожиточного минимума сами власти в регионах и устанавливают. Так, в Москве величина прожиточного минимума, например, для пенсионера составляет 12 тыс., в Чукотском автономном округе — 19 тыс., а в Тамбовской области — 7,8 тыс. При этом средний размер пенсии в России составляет 14,1 тыс. рублей.

Ранее СМИ сообщали, что ряд регионов столкнулись с нехваткой средств на помощь малоимущим. Неудивительно, что регионы изобретают способы, как заплатить им поменьше.

По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, предложение прокормиться с помощью огорода цинично: овощами с дачной грядки не оплатить налоги или квитанцию за ЖКУ.

Победить бедность до 2024 года — одна из задач, обозначенных президентом. Но не таким же циничным способом.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/06/17/12419767.shtml

Пособия и льготы малоимущим семьям

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Статью подготовила Павлова Елена Генадьевна, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ. Связаться с автором

Наличие малоимущих семей и одиноко проживающих лиц на территории стран с рыночной экономикой является типичным, и Россия здесь не исключение.

Сегодня, к сожалению, таких семей и граждан довольно много. Государство осуществляет комплекс мер, направленных на повышение их уровня жизни. О том, кто относится в России к категории малоимущих, и льготах, на которые они могут претендовать, рассказывается в данной статье.

Федеральный закон № 44-ФЗ определяет малоимущую семью как такую, в которой среднедушевой доход ниже, чем прожиточный минимум, установленный в регионе. Малоимущей могут признать как полную, так и не полную семью, с детьми и без детей, а также одиноко проживающего человека.

В последнем случае гражданин должен проживать отдельно и не иметь зарегистрированных с ним по одному адресу родственников.

В состав семьи включаются:

– родители; – родные и усыновленные дети; – бабушки и дедушки; – матери и отчимы; – пасынки и падчерицы. Наряду понятием малоимущей семьи существует также понятие малообеспеченной семьи, и их часто путают. Малоимущая семья, как уже было отмечено, имеет низкий уровень жизни, не достигающий величины прожиточного минимума. Малообеспеченная семья – это семья, которая проживает в плохих жилищных условиях и не имеет достаточных средств, чтобы их улучшить. Среднедушевой доход в них может превышать прожиточный минимум. Малообеспеченная семья может получить статус малоимущей, но одновременно к двум этим категориям по закону относиться не может.

К условиям получения статуса малоимущей семьи относятся следующие:

– среднедушевой доход ниже прожиточного минимума по независящим от членов семьи причинам; – проживание всех членов семьи по одному адресу и ведение общего хозяйства. В некоторых семья бывают случаи, когда местонахождение кого-либо из членов семьи невозможно установить. В данном случае, чтобы получить искомый статус, следует написать заявление в полицию для возбуждения уголовного дела по розыску пропавшего; – родители должны зарегистрировать брак; – члены семьи в трудоспособном возрасте должны работать или быть на учете в службе занятости, за исключением матерей, находящихся в декретном отпуске. В регионах могут быть установлены дополнительные критерии отнесения семей к малоимущим. Многодетные семьи и семьи с ребенком – инвалидом получают статус малоимущих во внеочередном порядке. Для получения статуса малоимущей семьи необходимо указать все виды доходов. Их можно посмотреть в постановлении Правительства РФ № 512. В доходы семьи не включаются страховые выплаты в связи с ущербом здоровью и имуществу и социальные выплаты в форме доплаты к пенсии. Также не берутся в расчет средства служащих в армии и учащихся в военных училищах, членов семьи, находящихся на государственном обеспечении, например, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Если член семьи выплачивает алименты, их размер вычитается из общего дохода семьи. Иногда бывают случаи, когда семья сдает в аренду жилье, но не уведомляет об этом налоговую службу, чтобы не платить налог. Существует большая вероятность обнаружения обмана, что приведет к штрафу и аннулированию статуса малоимущей семьи. Средний доход за месяц рассчитывается как средняя величина за три последних месяца. Об изменении размера доходов необходимо сообщать. Некоторые семьи этого не делают. Происшедшие изменения в размере доходов обнаруживаются при очередном подтверждении статуса малоимущей семьи. Но могут быть выявлены и раньше. Органы соцзащиты по закону имеют право проводить выборочную проверку сведений о доходах. Поэтому информация об увеличившихся доходах может быть обнаружена. Все пособия, которые были начислены сверх нормы по вине органов власти за исключением обычных ошибок в расчетах, семья по закону возвращать не обязана. Но если повышенное пособие начислено по вине его получателя, он должен его вернуть. При нежелании возвращать средства добровольно они взыскиваются в судебном порядке. Семьи признаются малоимущими во всех регионах, если в них среднедушевой доход менее полуторакратной величины прожиточного минимума в регионе. С 1 января 2020 г. среднедушевой доход должен быть ниже двукратного размера прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума в каждом регионе устанавливается свой и регулярно корректируется. Схемы расчета среднедушевого дохода также различаются. В одних территориальных образованиях среднедушевой доход сравнивается с общим прожиточным минимумом по региону, в других – с учетом возраста – с прожиточным минимумом трудоспособного населения и пенсионеров. Посмотреть размер прожиточного минимума в своем регионе можно на сайте «Прожиточный минимум». Оформить статус малоимущей семьи или гражданина можно в отделе социальной защиты по месту жительства или в МФЦ. Необходимо подать заявление и предоставить пакет документов, перечень которых можно узнать там же. Все документы будут проверены специалистом и при соответствии всем требованиям будут приняты вместе с заявлением. После этого на протяжении двух недель документы будут обрабатываться, будет проверяться достоверность информации, она будет вноситься в базу данных. По результатам лицу, подавшему заявление, будет направлен письменный ответ с сообщением о присвоении статуса малоимущей семьи или отказе.

Статус предоставляется сроком на один год. По истечении года его нужно будет снова подтверждать.

Помощь малоимущим определяется по категориям – несовершеннолетние дети или учащиеся от 18 до 23 лет, семьи с детьми до трех лет, инвалиды, граждане в пенсионном возрасте. Какие именно льготы полагаются малоимущим семьям в конкретных регионах можно узнать в органах соцзащиты.

К основным формам помощи относятся:

– пособия и компенсации на несовершеннолетних детей и студентов; – доплата к пенсии; – помощь в натуре – продуктами, топливом, одеждой и др.; – налоговые вычеты; – субсидия на оплату ЖКУ; – помощь в трудоустройстве; – снижение пенсионного возраста; – предоставление земельного участка; – социальная ипотека. Перечень льгот зависит от уровня социально – экономического развития региона. Например, в Москве малоимущие могут в определенных магазинах покупать продукты питания за счет государства.

Несовершеннолетним гражданам и студентам из малоимущих семей могут быть предоставлены:

– бесплатное питание в учебном заведении или скидки на питание; – компенсация затрат на приобретение школьной и спортивной формы и школьных принадлежностей к началу учебного года; – молочная кухня для детей до трех лет; – бесплатный проезд на общественном транспорте; – внеконкурсное поступление в ВУЗы при условии успешной сдачи ЕГЭ и наличии родителя с инвалидностью 1 или 2 группы; – получение государственной стипендии. Малоимущим семьям может ежемесячно выплачиваться помощь в размере 150 руб. на каждого члена семьи. Малоимущие семьи имеют возможность получить льготы на детей. Единовременная помощь оказывается беременным женщинам, вставшим на учет до двенадцатой недели беременности Уволенным из-за банкротства или закрытия компании матерям могут выплачиваться декретные пособия. Сразу после родов выплачивается единовременное пособие. Пособие после родов до полутора лет в размере 40% заработка мамы до ухода в декрет. Раз в месяц предоставляется бесплатное посещение детьми музеев и выставок. Больным детям раз в год выдаются бесплатные путевки в санатории и профилактории. У малоимущих имеется возможность получать бесплатные юридические консультации и помощь по защите интересов в судах. При наличии большой задолженности за оплату ЖКУ малоимущим семьям может быть предоставлена возможность списать часть долгов или заключить договор о рассрочке платежей. На практике чаще используется второй способ. Для получения рассрочки в управляющую компанию подается заявление и справка о доходах и составе семьи. При одобрении заявления подписывается договор. График платежей, предусмотренный в договоре, необходимо строго соблюдать. В противном случае управляющая компания имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и взыскать долг через суд. При доказательстве нуждаемости в улучшении жилищных условий малоимущие семьи могут претендовать на государственную помощь.

Главными критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий являются:

– признание жилья аварийным и непригодным для жизни; – на одного члена семьи приходится площадь ниже нормы. Норма различается по регионам, но не может быть меньше 12 кв. м.; – жилье не отвечает санитарным требованиям; – у одного из членов семьи имеется опасное для окружающих заболевание.

Помощь в улучшении жилищных условий может иметь следующие формы:

– предоставление бесплатной квартиры от государства; – субсидия на покупку жилья; – ипотека со сниженной ставкой.

На практике получить от государства бесплатно квартиру очень трудно, поскольку свободных жилых помещений у региональных органов власти крайне мало. В некоторых регионах детям дошкольного возраста из малоимущих семей предоставляется социальная няня. Государственные няни предусмотрены также для детей – инвалидов.

Также на детей до полутора лет ежемесячно выплачиваются пособия в размере регионального прожиточного минимума. На первого ребенка пособие оформляется органами соцзащиты, а на второго и последующих детей – в пенсионном фонде. При предоставлении выплаты на второго и третьего ребенка постепенно сокращается размер материнского капитала. Увеличится до 10 тыс. руб. величина ежемесячного пособия на детей от полутора до трех лет. В 62 регионах реализуется программа помощи многодетным малообеспеченным семьям, в соответствии с которой на третьего ребенка до трех лет ежемесячно предоставляется пособие в сумме прожиточного минимума ребенка в регионе. Ежегодно состав участников этой программы меняется. Пособия от государства предусматриваются только в тех регионах, где коэффициент рождаемости меньше двух. При достижении данного значения регион исключается из программы.

Стартовала выдача малоимущим продуктовых карточек на сумму 10 тыс. руб. в год. Программу обеспечивает платежная система «Мир». Поэтому отоваривать карточки можно во всех магазинах, принимающих такие банковские карты. Получение статуса малоимущей семьи и льгот – достаточно сложный процесс, в котором возникает немало проблем.

Например, некоторые члены семьи не могут или не хотят предоставлять справки о своих доходах. Или кто-то из членов семьи работает неофициально. Один из супругов уходит из семьи, и нет возможности предоставить сведения о его доходах, при этом формально семья продолжает считаться полной. Достаточно распространенной является проблема намеренного ухудшения жилищных условий в последние пять лет. К примеру, когда после развода женщина с ребенком выписывается из квартиры мужа. Особенно сложная ситуация возникает в случае предоставления семье неудобного, неблагоустроенного жилья или предложения социальной ипотеки семье с проблемной кредитной историей, что среди малоимущих встречается достаточно часто. Отказ семьи от предложений приводит к ее исключению из плана обеспечения жильем в текущем году.

Социальная адресная помощь

Социальная поддержка населения
Социальная сфера общества
Социально-трудовая мобильность
Социально-трудовой потенциал экономического роста

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/economy/posobiya-i-lgoty-maloimushchim-semyam.php

В регионах ввели новые критерии для малоимущих – мк

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Выбор для бедняка: пособие или 20 кроликов

Сортировка адресов

Понятие «критерии нуждаемости» было законодательно утверждено в начале 2016 года. Как у нас водится, сделано это было для «оптимизации социальных расходов при предоставлении мер социальной поддержки».

Проще говоря, идея заключается в том, чтобы сделать помощь от государства более адресной.

«Критерии нуждаемости позволяют лучше нацеливать социальную помощь на наименее обеспеченных в условиях ограниченности бюджетных средств», — пояснила заведующая лабораторией  Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

Окончательно эти критерии определяются на региональном и муниципальном уровне, исходя из методических рекомендаций, указанных в проекте приказа Минтруда. В документе закреплен основной принцип, по которому для предоставления материальной помощи необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи.

Так, если у кого-то из ближайших родственников нуждающегося есть ценное имущество, в помощи следует отказывать.

Под семьей в данном случае понимаются «совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы)».

Например, в Москве с 1 января 2017 года в пособии будет отказано нуждающимся гражданам, если члены их семьи владеют одним или несколькими жилыми помещениями, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

Также не стоит теперь рассчитывать на помощь семьям, у которых в собственности есть нежилое помещение, два гаража, два автомобиля не старше 3 лет, два земельных участка площадью более 0,2 гектара или дачные постройки, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

Лишние ценности

О необходимости замены существовавшего ранее в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли в прошлом представители НИИ Минфина РФ и аналитики Всемирного банка.

Главным их доводом было то, что социальная помощь не доходит или доходит не в полном размере до по-настоящему нуждающихся граждан.

По данным НИИ Минфина, 87% из получавших льготы и пособия граждан в действительности не нуждались в них, в то время как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи был ниже прожиточного минимума, не получали никакой помощи.

Цифры выглядят убедительно. Однако стоит их соединить с рекомендованными Минтрудом критериями нуждаемости, и из нововведений исчезает всякая логика. Владение каким-либо имуществом абсолютно не означает, что оно приносит доход своему владельцу.

Это касается и двух квартир, одна из которых может предназначаться детям и совершенно не обязательно сдается внаем; и большой дачи, которая вполне могла достаться по наследству.

Банковский счет в 1 млн рублей может оказаться пенсионными накоплениями, с которыми у нашего государства большие проблемы, или средствами на покупку недвижимости для подрастающих детей. Про два автомобиля даже говорить смешно.

Нас все время убеждали, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Оказалось, все же нет — роскошь. О том, что они могут быть куплены в кредит, авторы проекта явно не подумали.

Фактически государство принуждает малообеспеченные семьи освобождаться от любого ценного имущества в их собственности и серьезных банковских накоплений, если они хотят получить помощь от государства.

Причем делается это в период не самого лучшего положения в экономике страны, когда с высоких трибун очень много говорят о борьбе с бедностью.

Получается, что новые критерии нуждаемости могут лишь сделать многие малоимущие семьи, по каким-либо признакам не попадающие в список льготников, еще беднее.

Кроме этого власти намерены бороться с так называемым социальным иждивенчеством. Когда человек не работает либо работает неофициально и претендует на льготы.

Минтруд рекомендует отказывать в помощи семьям, в составе которых есть трудоспособные граждане, не имеющие работы и не зарегистрированные в качестве безработных.

Исключение делается лишь для тех, кто ухаживает за детьми до трех лет, за детьми-инвалидами, за инвалидами 1-й группы, а также за престарелым родственником, нуждающимся в постоянном уходе. Подобные ограничения уже применили на практике к многодетным семьям в Новосибирской области.

«Доля неформальной занятости в настоящее время растет.

Отсутствие возможности контроля неформальных доходов населения увеличивает долю получателей социальной поддержки по нуждаемости, не являющихся на самом деле бедными, что ведет к нецелевому и неэффективному расходованию средств.

Проведенные Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опросы населения показывают, что неформальная занятость является в том числе и сознательным выбором работника», — считает Елена Гришина.

https://www.youtube.com/watch?v=_Z1tLefzfSE

Не секрет, что большинство работодателей, предлагающих работу на дому, сезонную занятость или заработок в Интернете, об официальном трудоустройстве сотрудников даже не задумываются.

Целенаправленно же отказываться от преимуществ официальной работы едва ли кто-нибудь станет.

Да и сам рост «неформальной занятости» скорее говорит о неудовлетворительной работе некоторых административных и экономических механизмов государства, а не о низкой социальной ответственности граждан.

Режим экономии

Еще одна проблема — разные доходы регионов, муниципалитетов и разные критерии оценки эффективности властей. Это в коммунистическом Китае профессионализм чиновников оценивается объемом привлеченных инвестиций и количеством созданных ими рабочих мест.

Нет новых инвестиций за квартал — пошел вон! В капиталистической России, похоже, главная ценность чиновника — его лояльность. Наши бюрократы могут всю жизнь сидеть в теплых кабинетах, даже если весь местный малый бизнес убит ими на корню.

Поэтому бюджет оптимизируют в первую очередь за счет бедняков.

«Если в одних регионах после введения критериев нуждаемости удается увеличить размер предоставляемой малоимущим семьям социальной поддержки, то в других регионах (и таких, к сожалению, гораздо больше) введение критериев нуждаемости применяется в большей степени с целью экономии бюджетных средств. В каких-то регионах социальная помощь по нуждаемости вводится для семей со среднедушевым доходом менее одного прожиточного минимума, а в каких-то — ниже 1,5 прожиточного минимума», — пояснила Гришина.

Как использовать сэкономленные после применения критериев нуждаемости средства, решают региональные власти. Учитывая экономические трудности, существующие в настоящее время в России, возникают большие сомнения, что оставшиеся деньги направят на помощь особо бедным, а не используют для затыкания дыр в региональном бюджете.

Благо что проект рекомендаций Минтруда предоставляет множество вариантов для отказа в социальной помощи малообеспеченным семьям. Например, в помощи могут отказать, если у семьи в собственности есть сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные НПА субъекта РФ.

То есть при желании можно лишить пособия семью, владеющую 20 кроликами.

Введение критериев нуждаемости — мера, несомненно, необходимая. Однако время, а главное, принципы, по которым их стали применять, вызывают множество вопросов.

На недавно прошедшем либеральном Гайдаровском форуме глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов заявил о необходимости применения критериев нуждаемости на федеральном уровне для определения размера пенсий.

Если от слов правительство перейдет к делу, то нововведения затронут не только малоимущих.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2017/02/06/v-regionakh-vveli-novye-kriterii-dlya-maloimushhikh.html

Бедность на широкую ногу

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

В восьми регионах России действует пилотный проект по борьбе с бедностью, предполагающий новый подход к определению критериев нуждаемости.

Власти стремятся повысить адресность соцподдержки, исключив из получателей выплат так называемых «мнимых» бедных: людей, имеющих дополнительное имущество или теневые доходы (включая кредиты, доходы от огорода и прочее), но формально попадающих под категорию малоимущих.

Проект привязан к исполнению майского указа, одним из пунктов которого является сокращение доли людей за чертой прожиточного минимума вдвое (сейчас официальный уровень бедности составляет 12,9%, или около 19 млн человек). «Новая» узнала у экспертов, не обернется ли эта инициатива очередной статистической манипуляцией и каковы шансы на успешную реализации поручений президента.

— Идея помимо доходов оценивать имущественный комплекс семьи возникла очень давно — где-то в середине 90-х, и с тех пор она время от времени обсуждается.

Если у вас есть вторая квартира или относительно новый автомобиль, позволительно спросить, почему при этих условиях вы претендуете на получение пособия по нуждаемости и пытаетесь войти в число бедных.

Например, если вы продадите свою вторую квартиру и положите деньги в банк, это позволит вам относительно безбедно существовать.

Люди в России, не доверяя государству, при любой возможности пытаются получить те социальные выплаты, которые им положены по статусу, но без которых они могут спокойно жить.

При этом ни одна госструктура не может полностью уловить доходы тех, кто хочет их скрыть.

Соответственно, предложение государства состоит в том, чтобы попытаться мобилизовать имущественный комплекс семьи и вывести этих людей из тени.

Безусловно, ошибки здесь возможны, но поскольку пособия назначаются не на федеральном уровне, а на уровне местной администрации, тут есть некий общественный контроль: люди на местах знают, кто что-то скрывает, живет неплохо и претендует на пособие, а кто действительно живет на воде и хлебе.

Я против того, чтобы отнимать у бедных пособия, но правильно определить бедность действительно нужно. При этом, помимо имущественного комплекса семьи, нужно учитывать социальный статус, состояние здоровья и другие факторы. Если же этого не делать, ни к чему хорошему мы не придем.

Недавно РАНХИГС провел исследование, согласно которому больше половины получателей адресных пособий на самом деле не являются малоимущими. Но здесь возникает другой вопрос: а в каком размере вы оказываете эту помощь? Если действительно решать проблему комплексно, то нужно увеличивать меры социальной поддержки для тех, кто реально не может стать обеспеченным.

Я не думаю, что власть будет заниматься подкручиванием статистики, чтобы достичь необходимых показателей уровня бедности. Есть утвержденные методики, которые, конечно, можно критиковать, но реально манипулировать цифрами вряд ли кто-то будет. Все же сейчас есть контроль за статистикой, да и люди просто не поверят в то, что в нынешней ситуации бедность сократилась в два раза. 

Директор Института социальной политики ВШЭ

— Тема идентификации малоимущих, безусловно, существует, но не является ключевой и целевой для проекта по сокращению бедности. Нет задачи пересчитать объекты недвижимости и вычеркнуть из числа бедных определенные группы семей.

Согласно нашим оценкам, в основном объекты недвижимости концентрируются у людей с доходами выше прожиточного минимума. Возможно, среди получающих пособие и будут выявлены такие семьи, но их не будет много.

У нас достаточно высокий уровень бедности, и прежде всего надо помогать тем, у кого реально низкий доход.

В России относительно слабая включенность бедных в программу поддержки, и на верних эшелонах власти принято решение, что эта задача будет решаться с помощью инструмента, который называется социальный контракт (договор, по которомув обмен на помощь со стороны государства человек обязуется устроиться на работу или совершить другие действия для преодоления тяжелой жизненной ситуации – ред.)

Анализ профиля бедности говорит о том, что в большом количестве бедных семей есть неработающие. Что делать в этой ситуации? Если пытаться повысить им доходы за счет социальных пособий, то это будет несправедливо по отношению к тем, кто работает, но получает немного.

В ходе тестирования подобных технологий стало очевидно, что есть небольшие группы домашних хозяйств, которые имеют несколько объектов недвижимости или поддержку со стороны других родственников. Но это не значит, что по этим формальным признакам с ними сразу же надо прекращать работу.

Нужно предложить им источник дохода, а если уже они говорят, что не хотят работать за «копейки» в размере прожиточного минимума, то это является показателем того, что они имеют возможность этого не делать.

Как правило, если человеку действительно не хватает денег даже на еду, он соглашается на любую работу.

Конечно, нужно разбираться, почему именно человек отказывается от работы. Есть вариант, что предложение не удобное для семьи, и, например, не позволяет сочетать уход за детьми и предлагаемую занятость. Тогда нужно поменять предложение. Но если семья отказывается без весомой причины, то это обычно означает, что у них есть скрытый доход.

Если регионы сочтут необходимым перед назначением пособия учитывать неформальные доходы, то в этом нет ничего предосудительного. У ряда регионов нет возможности не обращать внимание на «мнимых» бедных, однако административные издержки по выявлению дополнительного дохода достаточно высоки. Нужно еще разобраться, стоит ли игра свеч.

Дальше возникает вопрос, что делать с семьями, которые работают, но получает низкую зарплату, либо с многодетными семьями, процесс воспитания одновременно троих и более детей — это серьезная общественно значимая работа.

Поэтому наше предложение было такое.

Если бедные люди работают на социально значимых работах или выполняют социально значимую для общества деятельность, то им в рамках социального контракта можно дать право получать пособия без изменения их трудовой или общественно значимой деятельности.

Я была на нескольких заседаниях, связанных с этим вопросом, и на самом высоком уровне говорили, что за счет изменения методологии счета мы показатели бедности менять не будем. Цель сократить бедность в два раза к 2024 году вполне достижима.

Мы уже сокращали бедность с 30 до 15% в 2000-х годах. Сейчас вопрос заключается лишь в том, что мы не до конца знаем содержание проектов по сокращению бедности и не видели региональных программ.

Конечно, легко этой цели достичь нельзя, потому что, как правило, бедность сокращается за счет экономического роста и за счет мер социальной поддержки. Социальный контракт объединяет и экономический рост, и социальную поддержку.

Если опираться только на экономический рост, то он позволит сократить бедность на 60% от искомой величины. Если у нас показатели будут ниже 3% ВВП в год, то это риски для выполнения плана по уменьшению бедности.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/06/18/80941-bednost-na-shirokuyu-nogu?print=true

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

Критерии Нуждаемости При Малоимущих

«Если в одних регионах после введения критериев нуждаемости удается увеличить размер предоставляемой малоимущим семьям социальной поддержки, то в других регионах (и таких, к сожалению, гораздо больше) введение критериев нуждаемости применяется в большей степени с целью экономии бюджетных средств. В каких-то регионах социальная помощь по нуждаемости вводится для семей со среднедушевым доходом менее одного прожиточного минимума, а в каких-то — ниже 1,5 прожиточного минимума», — пояснила Гришина.

В регионах ввели новые критерии для малоимущих

Однако решение московских властей оставляет без пособия и семьи с небольшим количеством имущества, в спорных ситуациях Грачева посоветовала обращаться в комиссию по адресной помощи. “Мы оцениваем, где вы фактически проживаете, вы нам должны написать объяснение, почему имущество не приносит дохода, а только убытки”, — сказала она.

Многодетные в Москве возмущены — критериями нуждаемости

Ранее эту компенсацию могли получать все семьи, чьи дети посещают детский сад, независимо от доходов. С этого года она будет предоставляться с учетом нуждаемости.

Как разъясняла звонившим первый заместитель министра образования Вероника Лесикова (на фото), в декабре прошлого года были приняты изменения в закон об образовании, в соответствии с которым право на получение компенсации части родительской платы будут иметь семьи со среднедушевым доходом, не превышающим полуторную величину прожиточного минимума на члена семьи, установленного в Республике Коми. Многие регионы пошли по пути того, чтобы компенсировать родительскую плату только малообеспеченным семьям. В Коми же решили взять за основу уровень доходов семьи, что, по мнению Вероники Лесиковой, гораздо лучше.

Основной критерий – нуждаемость

С начала 2016 года в силу вступил закон о нуждаемости, направленный на оптимизацию социальных расходов и позволяющий регионам самостоятельно определять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Проще говоря, помощь от государства теперь будут получать не те, кто относится к определенной категории граждан, а те, кто в ней действительно заинтересован.

Необходимость введения принципа нуждаемости обусловлена парадоксом, о котором рассказывается в одном из докладов Минфина: 50% из получающих соцпомощь в ней не нуждаются, тогда как 50% из нуждающихся не могут рассчитывать на какую-либо поддержку.

:  Могут Чернобыльцы Получить Ветерана Труда

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки — что говорит закон

  • Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
  • Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Нуждаемость в социальном обслуживании и отказ от получения услуг

  • В частности, многодетные родители в Пскове были обескуражены необходимостью платить детсад уже с 1 января 2016 года. Такая возможность и оставлена только за семьями со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума.
  • Однако во многих других городах Псковской области многодетные и ранее оплачивали содержание ребенка из своего кармана. Правда, потом они могли в обычном порядке получить компенсацию в размере до 70% внесенной оплаты (чаще всего с задержками).

    Теперь эта возможность тоже будет сохранена за нуждающимися семьями.

Какие пособия будут выплачиваться с 2016 года исходя из критериев адресности и нуждаемости

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

Новые критерии нуждаемости для москвичей: соцпомощь получат не все

Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты, отделами по проблемам семьи, органа­ми других министерств и ведомств в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации, с учетом местных условий. Минимальный размер социаль­ной помощи в денежном выражении, как правило, не должен быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, уста­новленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми на реги­ональном уровне.

Электронная библиотека

В 2016 году был принят специальный закон о нуждаемости, который предназначен для оптимизации всех социальных трат. В результате, власти каждого региона получили возможность сами разрабатывать и устанавливать конкретный критерий нуждаемости, на основании которого принимаются различные мероприятия социальной поддержки для населения.

Каков критерий нуждаемости в 2019 году

На протяжении нескольких последних лет среди высшего руководства страны, включая президента и правительство, неоднократно высказывались мнения о необходимости перехода при предоставлении гражданам мер социальной поддержки на принципы адресности и нуждаемости.

Критерии нуждаемости при выплате детских пособий: с 1 января 2017 года вступил в силу новый закон об обязанности соблюдения принципа адресности регионами

Помимо обстоятельств, установленных пунктами 1-7 части 1 статьи 15 Федерального закона, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, к таковым обстоятельствам относятся (в соответствии с Законом Красноярского края от 16.12.2014 года № 7-3023):

Критерии нуждаемости в социальном обслуживании, решение о признании нуждающимся

3.1.

Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

:  Зарегистрируют Ли Дом В Снт Если Он Ближе 3 Метров От Забора

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.

В москве серьёзно меняется социальная политика — введены критерии нуждаемости ( малообеспеченности )

Между тем, в целях обеспечения соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено предоставление с 1 июля 2016 года указанным категориям граждан отдельных мер соцподдержки при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением данных мер не менее одного года в зоне отселения, не менее трех лет в зоне с правом на отселение или не менее четырех лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Такое условие не распространяется на некоторые категории граждан.

Субъектам РФ разрешили ввести критерии нуждаемости при определении мер соцподдержки

10 Мар 2019      lawurist7         90      

Источник: https://lawyer78.ru/privatizatsiya/kriterii-nuzhdaemosti-pri-maloimushhih

Юр-представитель
Добавить комментарий