Средняя Пенсия В Ссср В 1980 Годы

Русская сословная пенсия: советский отбор

Средняя Пенсия В Ссср В 1980 Годы

Одним из главных реформаторов советской пенсионной системы был сталинский нарком Лазарь Каганович. Но до 1980 года пенсионное обеспечение в СССР так и не стало всеобщим.

СЕРГЕЙ СЕЛЕЕВ

Сословный принцип распределения пенсий никуда не делся и в Советской России. Довольно быстро оформились новые сословия, которым были положены пенсионные выплаты (рабочие текстильных фабрик и стратегических отраслей промышленности, служащие в Рабоче-крестьянской Красной армии), а также те, кому не полагалось ничего: крестьяне, служащие и лишенцы (духовенство, кулаки, бывшие дворяне и купцы).

Сохранились, конечно, и персональные пенсии, назначаемые руководством страны за разные заслуги.

“За седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим”

Если о выплате пенсий по инвалидности и нетрудоспособности споров не было, то по поводу целесообразности создания отдельного института пенсионного обеспечения по старости в раннесоветский период развернулась серьезная дискуссия.

МАММ / МДФ

“Если ты старик и способен еще к труду — работай,— декларировал в 1924 году со страниц журнала “Вопросы страхования” работник соцстраха Николай Быховский.— А лишишься трудоспособности — получай пенсию. Но за седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим”.

Впрочем, не все работники собеса были столь бессердечными: оппонентом Быховского в следующем номере того же журнала выступил один из руководителей соцстраха Виталий Кузятин: “Советское государство не может встать на точку зрения эксплуатации рабочего до бесконечности..

. Вместе с тов. Вишневецким (крупный советский теоретик социального страхования.— “Деньги”) мы считаем, что вопрос о страховании на случай старости вполне назрел и Центральному управлению социального страхования следовало бы подумать о проведении его в жизнь”.

Чтобы получить пенсию по старости, нужно было доказать свою значимость для нового государства. Первые персональные пенсии были введены уже в 1919-1920 годах, и назначали их прежде всего вдовам погибших партийных работников. Массово в середине 1920-х пенсии за выслугу стали получать военные.

Пенсионное обеспечение по старости для гражданских было введено лишь 5 января 1928 года в отношении рабочих текстильной промышленности.

Роман Фатуев / МАММ / МДФ

“Введение страхования на случай старости только в этой производственной сфере объяснялось, во-первых, приоритетом текстильной промышленности среди других отраслей,— отмечает историк Ирина Скаридова.

— Во-вторых, необходимостью обеспечить стариков-рабочих, которые хоть и не утратили еще трудоспособность, но не могли приспособиться к новым условиям труда, возникающим на текстильных предприятиях в связи с процессами рационализации и переоборудования”.

Кому причитается

Чтобы правильно определить пенсионный возраст, в СССР в середине 1920-х годов было проведено исследование процесса старения и сопутствующего ему снижения трудоспособности. На основе полученных данных был сделан вывод “о значительном снижении трудоспособности… для основной массы рабочих и служащих: у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет”.

Поэтому уже первые советские постановления, регламентирующие назначение пенсий в 1930-1940-х годах, устанавливали привычный нам пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и с 55 для женщин. Более того, было оговорено “обязательное его [пенсионного возраста] постепенное понижение” в будущем на пять лет для каждого пола: до 55 лет у мужчин и до 50 лет у женщин.

А. Бочинин / Фотоархив журнала “Огонёк”

Весьма скверно в период становления советской власти обстояло дело с обеспечением пенсией инвалидов — пособие необходимо было оформить в течение двух лет после наступления события, а сотрудники собеса часто вели себя откровенно грубо.

“Ульяновская страховая касса,— выражал негодование рабкор Богданов на страницах газеты “Пролетарский путь”,— заставляет инвалидов труда ходить за получением пенсии за десятки километров”. На жалобы инвалидов руководитель городского отдела социального обеспечения Хрущев и его помощники реагировали своеобразно.

“Обычным стилем для них стала вопиющая грубость. Выругать посетителя для многих сотрудников собеса — привычное дело”.

Сама пенсия тоже была мизерной. Возьмем, к примеру, Иркутск. На 1 октября 1924 года на 1000 застрахованных лиц там приходилось всего 65 пенсионеров (общее число пенсионеров в Иркутске на тот момент было — 763 человека, то есть пенсионные выплаты получали 6,5% застрахованных). При среднемесячной зарплате в Иркутске 41,6 руб. размер пенсии равнялся 7,5 руб.— около 18% от заработной платы.

Категории граждан, получающих госпенсию по инвалидности и старости, ширились, но, как и в царское время, выплаты по старости предоставлялись лишь тем, кто работал на стратегически важных направлениях: рабочим и инженерно-техническому персоналу текстильной, горной, металлургической и электротехнической промышленности, железнодорожного и водного транспорта.

Накопление по-советски

В 1935 году пенсионное дело дошло и до опоры советского государства — до крестьян. Но дошло в весьма специфической форме: правление колхоза по решению общего собрания могло формировать специальный пенсионный фонд, в который направлялись продукты и денежные средства в размере не более 2% от валовой продукции колхоза.

Аркадий Шишкин / МАММ / МДФ

Одновременно с государственной с середины 1920-х годов существовала и негосударственная пенсионная система.

В рамках промысловой кооперации был организован специальный фонд — промысловая страховая касса, в которую все промысловые артели отчисляли процент с заработка. Эти средства шли на выплату пособий по временной потере трудоспособности, инвалидности и выплату пенсий.

Промстрахкасса была ликвидирована вместе с промысловой кооперацией в конце 1950-х, а все ее средства, как полагается, были зачислены в доход государства.

Реформы Кагановича

Виктор Говорков

Подготовка нового закона о пенсиях для рабочих и служащих стала одним из первых дел созданного в 1955 году Государственного комитета по труду и зарплате, председателем которого был назначен Лазарь Каганович.

В своих воспоминаниях он пишет: “При обмене мнениями в Президиуме Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий.

Я ожидал возражения со стороны Министерства финансов, но никак не думал, что встречу такое нападение со стороны Хрущева, который всегда демонстрировал свое “человеколюбие” или, точнее, “рабочелюбие”. Я ему сказал, что не ждал, что он выступит против.

Стараясь оправдать свой выпад государственными интересами, он сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: “Государство — это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров””.

Новый закон “О государственных пенсиях” был принят в июле 1956 года. По нему выплаты были положены всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб., максимальная — 120.

За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб.

Средняя ежемесячная зарплата простого рабочего-строителя того времени, по данным Центрального статистического управления, составляла около 700 руб., рабочего машинно-тракторной станции — 456 руб.

, работника водного транспорта — 906 дореформенных рублей. Буханка ржаного хлеба стоила 1 руб., килограмм мяса — от 12 до 18 руб., а кожаные туфли — 150-250 руб.

Проще говоря, покупательная способность пенсии тех времен была много ниже нынешней.

Исаак Тункель / Фотоархив журнала “Огонёк”

“Мы, советские рабочие,— заявлял на страницах “Правды” по поводу закона старейший работник завода “Красный пролетарий” Николай Александрович Каменский,— на многолетнем опыте убедились, что забота о благе народа является самой большой, самой главной заботой Коммунистической партии и Советского правительства”.

“Сейчас,— вторил ему товарищ Боканичев,— каждому из нас государством обеспечена спокойная старость. Позаботилось наше правительство также о вдовах и сиротах — жить им будет намного легче. Мы все видим заботу о советском человеке, видим, как успешно проводятся в жизнь мероприятия, намеченные XX съездом КПСС”.

Принятый закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии. В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась: по некоторым оценкам, с 60% в 1956 году до 9% в 1962-м.

Без колхозников

Тогда же было принято постановление “О персональных пенсиях”.

По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии.

“Имела место следующая классификация персональных пенсий: пенсия союзного значения в размере до 200 руб.; республиканского значения в размере до 120 руб. и местного значения в размере до 60 руб.”,— приводит данные экономист Алексей Пудовкин.

Дмитрий Бальтерманц / МАММ / МДФ

Были свои пенсионные тарифы у работников творческих союзов — писателей, композиторов, художников.

Так, постановлением Совета министров СССР “О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусство и членов их семей” размер пенсий членов творческих союзов исчислялся, исходя из среднемесячного заработка или авторского гонорара за последние 12 месяцев либо за любые 5 лет из последних 10 лет до обращения за пенсией.

Кроме того, в мае 1956 года вышло постановление Совмина “О распространении законодательства о труде на лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях”. За казенной формулировкой скрывалось несколько важных моментов: отныне служителям культа дозволялось организовывать профсоюзы и оформлять пенсии.

“Настоятель Всехсвятской церкви Свердловска протоиерей Фесвитянинов тогда заявил что “советское правительство этим постановлением проявило заботу о значительной части трудящихся, работающих в религиозных организациях, и в то же время этим актом значительно улучшило взаимопонимание между Церковью и государством””,— сообщает уральский историк Алексей Марченко.

Все это вызвало недовольство трудящихся и многочисленные жалобы по партийной линии. В январе 1959 года состоялось закрытое собрание партийной организации Совета по делам РПЦ, на котором была подвергнута резкой критике деятельность этого органа во главе с его председателем Карповым.

“По 73 епархиям мы разным пенсионерам, работающим в церквях, в год незаконно выплачиваем пенсий около 15 млн рублей”,— заявлялось на совещании.

После этого количество церковных служащих было незамедлительно снижено, а соцподдержка церковных работников — значительно урезана.

В декабре 1959 года учителя и сельские медики получили право на пенсию за 25 лет выслуги, а городские работники здравоохранения — за 30 лет. Эти пенсии выплачивались и работающим пенсионерам.

Также право на пенсию за выслугу лет имели некоторые труженики села, артисты театров и летчики. Эти категории могли получать до 40% от своего заработка дополнительно в виде пенсии за заслуги. Максимальный размер ежемесячной пенсионной надбавки к зарплате составлял 1200 руб., а минимальный — 300 руб.

Однако так продолжалось недолго.

“После того как в стране в достаточном количестве появились врачи и учителя, государство утратило интерес к их дополнительному стимулированию и ввело ряд ограничений на получение этих пенсий.

Во-первых, с 1964 года пенсии за выслугу стали выплачиваться только при оставлении работы. Во-вторых, исчислялись они не из заработной платы, а из тарифной ставки”,— отмечает историк Ольга Капустина.

Это привело к тому, что учителя и врачи, которые раньше предпочитали работать и получать доплаты за выслугу лет, теперь стали массово уходить на заслуженный отдых.

Таким образом, к началу 1960-х годов пенсию получали все рабочие, все служащие, все военные, персональные пенсионеры всех мастей, художники и писатели, даже служители религиозного культа — словом, все кто угодно, только не крестьяне-колхозники.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3242642

Русская сословная пенсия: дошло до колхозников

Средняя Пенсия В Ссср В 1980 Годы

В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан — колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела — СССР приказал долго жить.

СЕРГЕЙ СЕЛЕЕВ

Неравенство крестьян

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.

Фотоархив журнала “Огонёк”

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. “В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз “Россия” — 2,10%, колхоз “Волга” — 1,30%, колхоз “Советская Россия” — 3,10%”,— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий.

Например, в колхозе “Советская Россия” перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе “Россия”, а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше.

Это объяснялось тем, что в “Советской России” отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе “Россия”.

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. “Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию”,— говорил он “Правде” в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.

Георигий Копосов/Фотоархив журнала “Огонёк”

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. “Знаменитый председатель колхоза “Большевик” А. В.

Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, “вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений”. Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев.

По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию”,— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено.

Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал “исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету”. Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Докажи, что ты колхозник

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

“Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей:

опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460″.

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной.

“В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка”,— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах.

Фотоархив журнала “Огонёк”

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы.

Это подавалось как “дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка”.

А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений.

“Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.

— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме”.

Исаак Тункель / Фотоархив журнала “Огонёк”

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

Реформа 1990 года

Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа.

Анатолий Бочинин / Фотоархив журнала “Огонёк”

В мае 1990 года был принят закон “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”, гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.

“Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий,— рассказывает экономист Алексей Пудовкин.— Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен”.

Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка.

В. Веленгурин/ Фотоархив журнала «Огонек»

По мнению экономиста, поскольку “с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее”.

К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами.

Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования.

Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии.

Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина — за счет государственного бюджета.

При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками.

Liu Heung Shing, AP

Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела.

“Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты,— вспоминает Максим Кваша, экономический редактор журнала “Деньги”, в 90-е — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.— Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу”.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3249273

История пенсий в России и СССР | Время и Деньги

Средняя Пенсия В Ссср В 1980 Годы

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда.  О возникновении и эволюции пенсионной системы в России рассказал ресурс с примечательным ником – mne50plus.ru

Пенсии в Российской империи. Без возрастного ценза

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками».

Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог.

Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

 Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Пенсий после революции 1917 года практически не было

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

1937-й: стипендия больше пенсии

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средняя продолжительность жизни мужчин в СССР была 40,23 года, женщин – 45,61 год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956-й: закон о государственных пенсиях

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

 В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е.

колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями.

Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

Внуки помнят

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).

Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

ххх

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер».

Источник: https://www.e-vid.ru/obschestvo/090718/istoriya-pensiy-v-rossii-i-sssr

Было и стало: как выходили на пенсию в СССР и будут выходить в России

Средняя Пенсия В Ссср В 1980 Годы

Пенсионеры. https://pixabay.com

Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. “За” проали 328 депутатов, “против” – 104, один парламентарий воздержался.

Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года.

Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.).

В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г.

“Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости”), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон “О государственных пенсиях”, гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве.

Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения.

Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”, утвердивший индексацию пенсий.

Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика

История пенсионной системы России началась с принятия закона “О государственных пенсиях в РФ” (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка).

Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии).

Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и “О трудовых пенсиях в РФ”.

Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет.

В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.

Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

Путин о пенсионной реформе: мне не нравится, правительству тоже

В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает.

В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов.

Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были “национализированы” государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.

По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но “трудоспособный” не означает “работающий”. Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование.

Как отметил в интервью “Известиям” ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, “один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше”.

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме,реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)”.

Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше.

Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты.

Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию.

Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что “правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста”.

Регионам дали время еще подумать о пенсионной реформе

Более поздний выход на пенсию позволяет отодвинуть появление у многих людей комплексов, связанных с приходом старости, считают психологи.

“Удлинение пенсионного возраста дает людям старшего поколения более спокойно работать, хотя, чем больше пенсионеров работает, тем меньше мест для молодежи, и они стремятся вытеснить пожилых людей с рынка труда. С этим надо работать.

На государственном уровне прорабатывать более активное, здоровое долголетие, также стоит создать психологическую службу для пожилых людей”, — заявила РИА Новости доктор психологических наукВиктория Аршинова.

Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума.

Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка.

Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, “вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело”.

Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести “донастройку” в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.

https://www.youtube.com/watch?v=nh5qihmH7ig

Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.

— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства “Лига финансовых институтов” Александр Ивашкин.

Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.

Напомним, проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий” направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации.

Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение “базового” возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет.

Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет.

Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

16842

Источник: https://primamedia.ru/news/715625/

Юр-представитель
Добавить комментарий